Спрос на логистического посредника

Главная Интересное о логистике
Сегодня на рынке логистических услуг активно работают как обычные узкофункциональные посредники, так и 3PL-провайдеры. Кого из них выбрать в партнеры?...

Успешный бизнес зарождается, как правило, с реализации одной-единственной услуги. С течением времени их количество обычно увеличивается. Этот процесс обусловлен необходимостью удовлетворять более полный комплекс потребностей клиентов с целью поддержания конкурентоспособности фирмы на высоком уровне. В итоге компания осваивает новые для себя виды деятельности. Однако на определенных стадиях развития бизнеса оптимальное решение классической логистической проблемы «make or buy» («производить или покупать») применительно к непрофильным бизнес-процессам может быть принципиально различным.

ТЕНДЕНЦИЯ - АУТСОРСИНГ

Сегодня фирмы, планирующие занять определенное место в региональной и мировой экономической структуре, все чаще выбирают путь узкой специализации на основных видах деятельности. При этом выполнение отдельных функций и контроль над непрофильными видами бизнеса компании поручают другим фирмам, в том числе логистическим операторам. Данная практика, именуемая аутсорсингом, способствует:

рациональному распределению ресурсов предприятия;
концентрации на тех видах бизнеса, в которых у предприятия есть определенные преимущества;
сокращению сроков разработки продукции;
повышению эффективности распределительных механизмов;
повышению скорости адаптации к изменениям на рынке.
Современные логистические операторы способны предложить как аутсорсинг отдельных задач, так и комплексные логистические решения для любого предприятия (услуги по координации движения товарного потока, информационные, консалтинговые, финансовые услуги и т. д.). Пакеты услуг, предлагаемых лидерами данного рынка в России, постоянно пересматриваются с учетом растущих требований клиентов и все больше соответствуют международным стандартам. Каковы же основные тенденции российского логистического аутсорсинга, какие компании являются поставщиками и потребителями на этом рынке и каковы современные стандарты данных услуг, диктуемые национальным рынком?

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ

Согласно принятой на Западе и применяемой у нас классификации, компании, предоставляющие логистические услуги, подразделяются на три основных группы в зависимости от степени интегрированности их деятельности с бизнесом заказчика, количества реализуемых логистических функций, а также доступа к международным и региональным рынкам сбыта
Характеристика логистических операторов

Узкофункциональные логистические посредники работают на рынке классических логистических услуг. Это транспортные компании, экспедиторы, склады общего пользования, грузовые терминалы, таможенные брокеры, агенты, стивидорные и страховые компании, фирмы по оказанию информационно-консалтинговых услуг в области логистики и т. д. Довольно часто многофункциональные логистические операторы формируются на основе таких узкоспециализированных компаний, которые решают освоить смежные сферы бизнеса.
3PL-провайдеры (third party logistics providers) - это фирмы, оказывающие клиентам (промышленным, торговым или сервисным компаниям) комплексный логистический сервис. Такие компании берут под свой контроль несколько или все логистические функции. Предоставляя широкий спектр услуг, логистический провайдер становится тесно интегрированным партнером заказчика и обеспечивает функционирование важнейших звеньев цепи распределения фирмы, поэтому его работа с клиентами обычно строится на основе средне- и долгосрочных контрактов. Зачастую контрактами закрепляется материальная ответственность таких провайдеров за качество обслуживания определенной части логистической цепи, что создает атмосферу индивидуализации логистического сервиса и оказывает положительное влияние на рынок контрактной логистики в целом.
4PL-провайдеры (fourth party logistics providers) - это логистические интеграторы полного цикла. Отличие данного типа компаний от 3PL-провайдеров заключается в применении системного подхода к управлению всеми логистическими бизнес-процессами заказчика, координации действий фокусной компании и ее ключевых контрагентов в цепи поставок, обеспечении их эффективного взаимодействия и обмена данными в реальном масштабе времени на основе современных информационных систем и технологий.
Компании можно также разделить на две категории с учетом того, имеют они реальные физические активы (asset based) или не имеют и действуют при оптимизации логистических систем только как посредники (non-asset based).
Полный пакет логистических сервисов, который должна быть в состоянии реализовать компания, претендующая на статус 4PL-провайдера в развитых странах, включает в себя следующий перечень услуг:

прямая транспортировка;
управление складированием;
консолидация отправок;
экспедирование;
оформление платежей за перевозки;
сопровождение грузов;
услуги таможенного брокера;
проектирование информационных систем;
выбор информационного обеспечения;
обеспечение функционирования информационных систем;
выбор перевозчиков;
переговоры о тарифах;
возврат товара;
управление автотранспортом;
переупаковка, маркировка;
контрактное производство;
управление выполнением заказов;
консолидация отправок;
управление запасами;
формирование заказов;
обеспечение запчастями;
консультационные услуги;
снабжение материалами.
Для достижения статуса 3PL-провайдера достаточно реализовать набор услуг, который позволит комплексно управлять отдельным бизнес-процессом, например обеспечением товародвижения (от момента приема заявки клиента до сервисного обслуживания проданного товара).

3PL-ПРОВАЙДИНГ В ЕВРОПЕ

Анализ тенденций в области использования услуг логистических провайдеров в европейских странах показывает, что большинство игроков данного рынка стремится максимально расширить спектр своих услуг. Объясняется это растущим спросом на комплексное обслуживание. Потребители логистического аутсорсинга требуют от логистических операторов предоставления более широкого и исчерпывающего набора услуг, поскольку хотят сотрудничать только с одним провайдером в роли ведущего логистического менеджера.
Следствием этого является концентрация операторов на наиболее растущем сегменте - 3PL-провайдинге, который занимает сегодня в ЕС около 37% от общего объема рынка логистического сервиса (в денежном выражении это составляет примерно 23 млрд). Однако следует отметить, что на данный момент рынок еще очень фрагментарен. Самые большие логистические компании в этом сегменте - Exel Logistics и Danzas - занимают всего лишь 3% рынка, а общая доля тринадцати самых крупных предприятий на рынке европейской контрактной логистики составляет всего 15%.

КТО И ПОЧЕМУ СТАНОВИТСЯ ЛОГОПЕРАТОРОМ В РОССИИ?

По некоторым данным в России в настоящий момент функционирует около 150 логистических компаний, однако большинство из них являются, по сути, узкофункциональными логистическими посредниками. Есть фирмы, позиционирующие себя как 3PL-провайдеры, наиболее крупные из которых - НЛК, Tablogix, Rewico, FM Logistics, ATL. Число таких компаний постоянно увеличивается.
Логистическими операторами становятся, в частности, дистрибьюторские компании, сумевшие создать достаточную для успешной деятельности в данном качестве инфраструктуру и не растерять в нынешнее кризисное для оптовых компаний время квалифицированный персонал. Еще несколько лет назад дистрибьюторы обладали достаточной мощью, чтобы диктовать и магазинам, и производителям свои условия - наценка на товар могла в несколько раз превышать цену производителя, но сейчас ситуация кардинально изменилась.
Быстрые темпы развития сетевых торговых структур и интеграционные процессы, происходящие в розничном звене товарораспределительных цепей, позволяют оказывать серьезное давление на оптовые компании. Эти фирмы вынуждены постоянно снижать цены и идти на невыгодные для себя условия. Многие сети строят собственные распределительные центры и отказываются от услуг дистрибьюторов. При работе же с мелкой розницей оптовые компании, как правило, предоставляют кредиты магазинам на продолжительный срок под низкий процент или вообще без процентов, что приводит к резкому падению уровня рентабельности и росту просроченной дебиторской задолженности. В результате среднее звено в цепи «производитель - поставщик - ритейлер» постепенно выпадает, что заставляет дистрибьюторов либо уйти с рынка, либо переориентировать свой бизнес на оказание комплексных логистических услуг.
Крупные компании, занимающиеся комплексной автоматизацией бизнес-процессов, также имеют все шансы стать 3PL-провайдерами. Успешность внедрения информационной системы любого класса и стандарта зависит от тщательности изучения и описания IT-компанией технологических процессов автоматизируемой фирмы. А на этапе установки и отладки ПО специалисты с головой погружаются в бизнес клиента, что в последующем позволяет предоставлять квалифицированные консалтинговые услуги. Еще недавно таким компаниям поручался исключительно аутсорсинг IT-сервисов, таких, как управление серверной инфраструктурой, интеграция программно-аппаратных систем, поддержка центров обработки вызовов и баз данных. Однако по мере роста масштабов бизнеса, накопления достаточного опыта в разнообразных областях логистики и приобретения обширных связей, многие IT-компании стремятся переориентироваться на интеграцию цепочек поставок. В данном случае ценность посредника для клиентов заключается не в том, что он обладает широкой логистической инфраструктурой или материальной базой, а в его возможности обеспечить информационную прозрачность канала распределения и внедрить современные технологии.
Тенденция увеличения в России количества логоператоров обусловлена, в частности, тем, что спрос на логистические услуги стабильно растет за счет выхода на российский рынок иностранных ритейлеров, отлаженные технологии которых предполагают специализацию их партнеров на основных видах деятельности, прежде всего - на закупках и сбыте. Не имея достаточного опыта выстраивания логистики в российских условиях, большинство ритейлеров стремится передать складские, транспортные и прочие функции в управление сторонней организации, предъявляя при этом весьма жесткие требования к качеству услуг.
Крупнейшие российские торговые сети, являющиеся также потенциальными клиентами логистических компаний, прекрасно осознают, что логистика не их бизнес. Строить собственные распределительные центры и организовывать службы доставки их заставляет исключительно отсутствие на рынке предложения, полностью отвечающего их потребностям.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС ПОСРЕДНИКОВ

Во всем мире одним из наиболее часто применяемых способов создания крупных полнофункциональных 3PL-провайдеров является кооперация логистических посредников. Их развитию препятствует низкий уровень государственной поддержки, серьезные административные барьеры, отсутствие источников инвестиций, малодоступность кредитных ресурсов, трудности с выделением земельных участков и т. д. В таких условиях формирование стратегических альянсов между узкофункциональными логистическими операторами может стать эффективным решением задачи создания конкурентоспособных 3PL-провайдеров, организационная структура и сервис которых будут соответствовать международным стандартам.
Беспалов Р.

Используются технологии uCoz