| Ликвидация недвижимого складского запаса | ![]() |
| Главная | Интересное о логистике |
|
В одной из статей мы начали обсуждение ваших вложений в складской запас. В этой статье мы собираемся продолжить обсуждение этой темы, обратившись к ликвидации недвижимых складских запасов.
Помните, что купленный товар относится к издержкам. Вы за него заплатили. Не важно, сколько он теперь стоит, ваших денег уже нет. Это можно сравнить с акциями компаний. Стоимость ценных бумаг равна стоимости бумаги, а не денежному эквиваленту, пока они не проданы и не превращены опять в наличные. Запас, который запланировано ликвидировать, можно сравнить с акциями компании, приближающейся к банкротству. Когда вы покупали акции, вы думали, что это хорошее вложение средств. Но условия рынка или другие факторы изменили ситуацию. Чем дольше ценные бумаги у вас на руках, тем меньше они стоят. Наилучшей альтернативой может быть продажа акций по меньшей цене, чем вы за них заплатили. Вы получите обратно, по крайней мере, часть вложенных средств. Хотя это не приведет к ожидавшемуся результату, ликвидация мертвого запаса наверняка лучше, чем потеря всех денег. Конечно, это неприятно. Это настолько неприятно, что многие поставщики не могут себя заставить это сделать. Они эмоционально привязаны к своему товару. Они могут даже поверить в сказку о том, как в один прекрасный день какой-нибудь безрассудный покупатель придет к ним и скупит весь покрывшийся пылью запас наличного товара. Случайная продажа части мертвого запаса заставляет многих менеджеров по продажам продолжать верить в этот миф. Но эти редкие случаи продаж далеки от того, чтобы экономически обосновать необходимость хранить весь товар, который необходимо устранить. Задача ликвидации запаса состоит в сбыте невостребованного товара по наилучшей возможной цене или с наименьшими возможными затратами. Ниже рассмотрено несколько способов выполнения этой задачи. Они приведены в приоритетном порядке. Перевезите избыточный товар в другое отделение компании, где есть потребность в этом товаре. Товар может быть «мертвым» для одного филиала предприятия, но все еще востребованным в другом. Зачем тратить деньги на дополнительную покупку товара, если вы уже вложили их в запас товара, который пылится в другом филиале вашего предприятия? Эта возможность особенно привлекательна, если расходы на перевозку товара между филиалами составляют незначительную часть от стоимости товара. Многие поставщики начали долгосрочные программы по перевозке труднореализуемых товаров туда, где на них существует больший спрос. Этот процесс называется баланс наличных товаров. Товар категории С и D в одном филиале является кандидатом на перевозку в другой, где он относится к товарам категории А. Предприятия с множеством филиалов, где управление запасами ведется с успехом, перераспределяют товар между складами, по крайней мере, четыре раза в год. Снизьте цену, чтобы избавиться от излишков товара. Так поступают в универмагах, почему бы так не поступить и вам? Предложите своим продавцам денежное вознаграждение за продажу товара. Это особенно хорошо действует, если покупатель имеет возможность выбирать из нескольких товаров, отвечающих его требованиям. Иногда, если продавцу обещано должное вознаграждение, товар, удивительным образом, начинает распродаваться очень быстро. Оповестите о наличии данного товара других поставщиков. Попробуйте поместить рекламу с указанием товара, от которого вы собираетесь избавиться, в изданиях, посвященных промышленности. Лари Уайз из Industry Mart приводит хороший пример значения Интернета для сокращения запасов наличного товара. «Недавно я разговаривал с семью промышленными поставщиками. Они все готовились к большим сокращениям избыточного товара и все они сказали, что значительным компонентом планов по сокращению запасов было предложение списков своих излишков традиционным дилерам по скупке излишков товара. Эти дилеры скупали избыточный товар по цене нескольких пенни за один доллар, а затем повышали цену товара на 1000% - 3000%! Поставщики едва не были обмануты!» Они не понимали, что, по крайней мере, некоторые излишки их товара в чьих-то глазах представляли интерес. И дилеры по скупке излишков могут разбогатеть только оттого, что поставщики не понимают, что на некоторые из их избыточных запасов все еще существует большой спрос. Мозговая атака и творческий подход. Один поставщик потерял контракт с покупателем на поставку одного товара, выполненного на заказ. Когда контракт был аннулирован, этот товар продолжал поступать на полки поставщика в течение четырех месяцев. И, что еще хуже, продавец не принял товар назад. Запас этого товара можно было бы с уверенностью назвать «будущим мертвым запасом». Вместо того, чтобы, как обычно, в бездействии игнорировать сложившуюся ситуацию, один продавец предпринял смелый шаг. Он позвонил конкуренту, отбившему у него покупателя, и продал ему всю партию товара за 80% от исходной цены. Не было иного способа использовать товар, и это были действительно «найденные» деньги! Продайте товар вместо более дешевого. Допустим, вы продаете нагреватели воды. Производитель заменил модель A345 моделью A365, в которой нагревательный элемент доступнее. У вас на складе хранится три 40-галонных нагревателя, снятых с производства. Естественно, заказчики 40-галонного нагревателя хотят новую модель. Но, когда покупатель заказывает 20-галонный нагреватель, почему бы ни предложить ему снятый с производства 40-галонный нагреватель по цене 20-галонного? Пожертвуйте товар некоммерческой организации. Может ли школа, церковь или благотворительная организация использовать часть вашего «мертвого» или мало востребованного товара? Эта альтернатива особенно привлекательна для второстепенных корпораций класса С. Эти предприятия могут сократить стоимость затрат на товар до половины. Поговорите со своим бухгалтером или консультантом по налогам, чтобы узнать детали и ограничения, касающиеся материальных пожертвований. Выбросьте товар. Наименее желательная альтернатива. Но, по крайней мере, вы освободите пространство на полках вашего склада, избавитесь от мусора и извлечете некоторую пользу, получив возможность списать расходы на содержание товара. Убедитесь в том, что вы испробовали все остальные способы, прежде чем прибегать к этому последнему. Ликвидация наличных запасов является постоянной работой Большинство фирм беспокоится о ликвидации мертвых запасов раз в год, то есть после проведения инвентаризации наличного товара. Владелец смотрит на отчет об оценке товара. Он хватается за сердце, когда видит список товаров класса «Х» (т. е. находящийся на складе товар, который владелец не хотел бы там видеть). Он делает одно из следующих заявлений: «У нас на складе слишком много товара. Прекратите закупки». Замечательно! Большинство из того, что находится на вашем складе, является мертвым или мало востребованным товаром. Новая политика начальника запрещает вам обновлять запас товара, который постоянно продается. Результат очень прост: ваш склад забит товаром, но у вас не достаточно товара, чтобы отвечать на спрос со стороны покупателей. «К следующему году мы избавимся от этого товара». На многих предприятиях такое заявление настолько же предсказуемо, как и шар, который подает в канун нового года на Таймс Сквер в Нью-Йорке. К сожалению, об этом забывают через пять дней после конца финансового года. Через двенадцать месяцев на складе скапливается еще больше товара. «Нам необходима новая компьютерная система (или новые люди), чтобы справиться с беспорядком в складских запасах». Без внедрения торговой политики, необходимой для эффективного управления складскими запасами, никакой служащий или компьютерная система не смогут привести в порядок заброшенный товар. Ликвидация складских запасов должна быть постоянным процессом, который должен координироваться специальным служащим в вашей организации. Мы называем это лицо «координатором мертвых запасов». После получения списка товаров, снятых с продаж, и избыточного товара, этот служащий должен определить наилучший способ их ликвидации, то есть метод, с помощью которого предприятие получает наибольшую прибыль. Он должен пройтись по списку, пытаясь применить каждый метод ликвидации в приоритетном порядке, пока не избавится от товара. Но помните, что устранение мертвого наличного товара - работа не для одного человека. В этом процессе под руководством координатора должно принимать участие каждое отделение склада. Координатор мертвого запаса товара организует деятельность каждого и следит за тем, чтобы усилия, направленные на сокращения мертвого запаса и излишков товара, предпринимались на протяжении всего года. Итак, я надеюсь, что вы узнали что-то новое о том, как справляться с невостребованным товаром. Теперь самое трудное, с чем вы столкнетесь, будет начать делать что-нибудь в этом направлении. Потому что, как мы все знаем, мертвый товар не исчезнет сам! Шрайбфедер Дж. |